PhotoDrom.com | «ФотоКлуб и ФотоФорум» | Теория фотографии, обмен опытом | Теория и практика репортажной фотографии
Онлайн лекции по фотографии, фото вебинар Алексея Добротворского
Теория и практика репортажной фотографии
Вы можете получить индивидуальную консультацию по скайпу: photodrom.com
dedStarFoto 26.02.2010 20:10
|
В выходные не садился. Тётка в меня сзади въехала, бампер и задние фонари рассыпались, настроения не было...
Как же вести себя с репортажной камерой?
Что ожидает Читатель, обратив внимание на такую тему? Прежде всего, пояснений, краткого изложения сведений по вопросу, высказываний автора о личных предпочтениях, изложения практического опыта. Это в «фотографической» части очерка, а в «писательской»? Точности высказываний, обзорности темы, конкретности рекомендаций.
Попробую оправдать ожидания Читателя.
Прежняя фотографическая оптика была разработана с учётом «поставки» оптического материала светочувствительному слою, состоящему из желатина и кристаллов галоидного серебра. Только сейчас, спустя десятилетие, в цифровой оптике наметился пере-лом от «приспособление плёночных объективов к цифре». Но в сознании фотографов и в «междусобойчиках» бурлят - кипят обветшалые темы: какой объектив считать репортажным, какой портретным? Отвечаю: в «цифровую» эпоху репортажный или портретный объектив тот, которым вы их снимаете. Что лучше зум или фикс? Отвечаю: лучше объектив более высокого класса, а для вас лично, тот на который у вас хватает денег. …Ах, как же важны для портрета большие дырки! Отвечаю: никак. Для студийной фотографии боке и пр., лишь мешают в работе и пользы не имеют. В репортажной съёмке, с которой начался наш разговор, хотя она и выполняется при естественном освещении, как правило, требуется подсветка объекта съёмки источниками искусственного света больше, чем выбор объектива. А любой боке, при съёмке из мрака в темень, только ухудшает картину и совершенно не способен «оторвать» мотив от фона собственными силами. Я считаю более приятным то размытие фона на втором плане (то бишь, боке), которое меньше отвлекает внимание. А изображение лица, как фотографическое сырьё из камеры должно выходить предельно детализованным, в фокусе и с максимальной цветовой достоверностью и ясностью. В конструкции большинства цифровых камер матрица прикрыта сглаживающим фильтром (фильтром нижних частот), который и без того размывает изображение. Перед конструкторами больше стоит задача соблюсти баланс между детализацией, микроконтрастом с одной стороны и вычленения из поступающего спектра видимого его участка. Только на зеркалке Sigma этот фильтр помещен сразу за байонетом, т.е. далеко от плоскости фокусировки. Где кроме сглаживания он защищает матрицу от пыли и не позволяет «блуждающим зайцам» - отражённым бликам долетать от матрицы до задней линзы объектива и меньше размазывает изображение. Хотя на Sigma из рук вон дрянная фокусировка.
Самым важным в цифровой фотографии я считаю обучение. Да, именно обучение. Оно определит и выбор объектива, и использование света, и проявится в фотографическом процессе, постобработке, и именно оно, откроет путь к творчеству и личным достижениям. Почему нужно учиться? Современные камеры имеют такие функции и возможности, о которых раньше мы могли только мечтать. Задачей человека с цифровой камерой, как и раньше, является постижение того как ею снимать. Все гигантские возможности цифрового фото буквально похоронены в меню и настолько запутаны в руководствах, что современному фотографу ещё больше нужны знания и интеллект. Не отвлекайте себя по пустякам, какой «фотик луЧЧе». Через год он всё равно устареет. Возьмите под кон-троль свой выбор, а это позволит сделать только знание предмета. Но, помните/знайте, ещё об одной метаморфозе «цифровой эпохи» - знание как и объективы стало предметом торга. Его засоряет псевдо знание – фотознахарство. В коммерческих учебниках от того или иного гуру, на деле, не более чем обязано быть в инструкции и «вузовских» учебниках по фотографии. Но это не означает, что такие книги не следует читать. Читайте, в них встречаются и авторские находки, только читайте их не больше, чем серьёзную литературу.
Если у вас есть цифровая камера, доведите своё владение ею до «с закрытыми глазами в 12 часов ночи», и не торопитесь покупать новую. Как истинный спортсмен пропустите несколько попыток, чтобы взять достойный вас рубеж.
Вам может показаться, что я потерял тему. Начинал говорить об объективах, а ушёл куда? Приготовьтесь, дальше об оптике будет вскользь, ведь мы говорим о репортажной фотографии! Но сначала, что бы совесть была чиста, всё же, сделаю пару посвящений объективам.
Причиной отнесения объектива к сверх широкоугольным или умеренным телеобъективам, конечно же, является фокусное расстояние. В плёночные времена, действительно была актуальна такая мысль: «этот объектив умеренный телевик, но он не портретник». Портретниками считались те объективы, которые передавали лицо человека близко к тому как мы видим его в общении. С другой стороны такие объективы позволяли управлять «родимыми пятнами портретизма»: выверенная перспектива, блюр, острая ГРИП и т.д.. Резка и полировка оптических элементов были или ручными, или полуручными, поэтому исправлять астигматизм, бочко/подушкообразность, аберрации было чрезвычайно сложно и эффективно одно удавалось на одних фокусах, другое на других. Сегодня всё измени-лось – резкой и полировкой управляет программное обеспечение, а выполняют эту работу робото-технические комплексы, для которых изготовление асферических линз не сложнее чем «обычных». Вопрос временных затрат, а следовательно - стоимости производства. Поэтому класс объектива определяет его качество. Дорогие объективы на столько точно просчитаны и изготовлены, что все они и портретники, и репортажные, и спортивные. Среди них «есть тузы и секретарши», т.е. специализированные, но специализация у них идёт плюсом к идеальному качеству, а не исчерпывает все его возможности.
Выбор фокусного расстояния 85 – 90 для портретных объективов обусловлен пере-дачей на этих фокусных расстояниях естественной, свободной от искажений, перспективы лица. В действительности это фокусное расстояние естественной перспективы лица разное для разных рас и национальностей. Так японцы максимально комфортно воспринимают друг друга (лица японцев), когда их глаза фокусируются на 77мм. Большинство европейцев (жители городов) воспринимают друг друга при фокусном расстоянии 85 – 90, но чаще в диапазоне 87 - 89 мм. Мы, россияне, фокусируемся на лицах в диапазоне 85 – 105 мм и связано это с большим разнообразием «оптической» обстановки в сельской местности и городских кварталах, на 105 – 125 фокусируются жители морского побережья. Эти факты указывают, что в линейке истинного портретиста должны быть объективы 77мм, для репортажного портрета, 85 – 90 свадебный портрет, 100мм – мужской погрудный портрет, 105 – художественная съёмка, 105 – 135 мм портрет - наблюдение за психо-эмоциональными состояниями.
На что сегодня влияет фокусное расстояние? На поля. Да, да. На поля, т.е. «окантовку» между мотивом съёмки и краем кадра. Например, вы хотите снять папан, маман, с дитятями и живностью в интерьере родной им фазенды. Будем брать 85мм? Да там с полтинником не повернёшься. Берем «ширик», рассаживаем кучно – живописно, сам спиной на стенку, группу товарищей поближе к камере, что бы за их спиной было побольше пространства и фазендинской специфИки, т.е. интерьера. Если протяженность кадра 100%, то товарищам 60 – 65, остальное пополам и в подарок интерьеру. Так меня учили в фото-кружке в 1965г, я ещё Сменой снимал. Дырку до минимума и готово. И где тут портретный объектив? Блюр? Одно слово: репортаж … поэтому повторю, что сегодня не актуально выбирать объективы внутри одного ценового диапазона, берите что доступно и понравилось. Больше того, вообще не имеет значения какой у вас объектив, если вы грамотно не используете подсветку и не постигаете классические знания по фотографии.
Надо УЧИТЬСЯ. А учиться надо так, как нас учили учиться коммунизму, т.е. по первоисточникам и составным частям…, а не верхоглядство по сайтам. Ну, возьмём к примеру «пыхи». Что можно прочесть, помимо рекламного угара по пыхам в инете? Да чаще то, что помещается между Ctrl – C и Ctrl – V, копируют друг у друга …, это они рек-ламу на себя тянут. Людей самостоятельно пишущих, ой как мало… Так, что бы свой опыт (т.е. от своего кусочка хлебушки отщипнул) и «на халява» подарил не понятно ко-му… Потому и говорю, что учиться фотографии нужно как коммунизму – по первоисточникам и составным частям. Давайте про пыхи продолжим. Ну общие места про свет, цвет и директрисы рассеивания, матом покрытые стёкла, понять можно. Но вот нюансы - то и позабыли …, тапереча, это фирменное, секретное, коммерческое знание. Я-то по образованию инженер человеческих душ, сосредотачивающих взгляд через оптический прицел, ну просто инженерный психолог. А с фотоаппаратом я погулять выхожу, с 1964г, т.е. лицо мало заинтересованное. Вот пример «тайного знания»: при равной интенсивности светового потока, субъективно-психологически ярче воспринимается тот поток, где цветовая температура выше. Просекаете? Вспышка для подсветки при репортажной съёмке в условиях естественного дневного освещения должна иметь цветовую температуру выше дневного света. Важна не интенсивность, а цветовая температура. Интенсивность всё равно для подсветки деталей в тенях нужно ставить по экспонометру ниже самых ярко освещенных участков на одну – полторы диафрагмы больше (т.е. дырку зажимать), ну, если сильно хочется очень большого контраста, то можно и на 2 диафрагмы зажать. Но пых, не должен «дожигать» объект съёмки, т.е. усиливать свет на, и без того ярких, участках. Так вот при цветовой 5600К детали в тенях не вытянуть, а посему, большинство «бытовых фонариков» для репортажной фотографии - мусор и хлам, не смотря на намоленные бренды. Нужна вспышка минимум на 6000К и, в общем-то, не имеет значения, какое у неё там ведущее число. Читайте учебники по инженерной психологии зрительного восприятия, да даже в ГОСТах по оптике это есть!
За свою профессиональную жизнь я убедился, что через прицел танка мир выглядит куда красивее, чем через объектив любого фотоаппарата: оптика грамотнее и без фанатизма сделана.
Теперь о всяких схемах и расстановках света. … это у них там голливудский свет, да в студи. В репортаже нужно знать принципы, наблюдать и умозаключать. Во-первых, свет в репортаже есть, редко его можно изменить, но приспособить и дополнить святая обязанность каждого фотоГрафа. Во-вторых, светопись – дело умственное, не болтовня, а геометрия и черчение наяву. На снимке не должно быть «следов» подсветки вспышкой. Вывод: доставай старый экспонометр, замеряй экспозицию самого яркого, не пересвеченного участка. Камеру «в ручник», экспозицию выставь на камере, на вспышке «зажимай дырку» поправками на ½ , 1 или 1- 1 ½ диафрагмы. Вспышку на штатив или в руки помощнику, направь её по биссектрисе между ухом и носом модели со стороны основного света, который должен «скользить» под углом около 15 град. вдоль плоскости лица. Такое положение вспышки при рассеянном свете подсветит затемнённую сторону лица, но добавь листочек А4, для подсветки затенения, можешь ватман, раньше я вешал газету. Камеру тоже по биссектрисе, но с другой стороны, тут фокусное расстояние объектива и скажется: попадёт ли газета в кадр. Портретным будет тот, который не зацепит газету на нужном расстоянии. Снимай, смотри и думай. Научишься использовать реальную освещенность – считай, сделал шаг к свадебной фотографии. Главное не болтать, что бы в го-лове ни звука не было! Образами, образами между ушами манипулировать, светом их высвечивать, поворачивать, подбирать ракурс и т.д.
|
|
Игорь 03.03.2010 17:57
|
Да-ааа! Вот уж век живи - век учись! Про японцев, европейцев и портретный объективы просто убили наповал!
Интересно, а что можно сделать со вспышками, к примеру Canon 580 & 430? Ведь там цветовая температура 5600К по умолчанию, может гелиевый желтоваты фильтр применить?
|
|
Александр 06.08.2010 20:16
|
Спасибо за бесценную информацию. Заставляет глубоко задуматься не только о фотографии...
|
|
MARISA 26.11.2010 23:53
|
Здравствуйте, Алексей.
Присмотрела для себя canon D500, однако некоторые советуют брать D550 (типа видео лучше снимает, модель новее ну и т.д). Стоит ли переплачивать (фотоаппарат планирую использовать как для фото так и для видео), но действительно ли большая разница в качестве и функциях?.
И еще вопрос – фотоаппарат планирую использовать как для съемки семейных мероприятий, так и для съемки удаленных предметов (например, артистов на сцене, в путешествиях (не профи, для личного архива), в общем чтоб приличный зум был. Есть ли универсальный бюджетный объектив для таких целей?
Спасибо.
|
|
Алексей Добротворский 27.11.2010 18:20
|
MARISA, а к чему ваш вопрос в теме про репортажную фотосъемку? Съёмка для дома и семьи сильно отличается от профессиональной репортажной съёмки, задачи совсем разные.
|
|
Ирина 22.11.2011 09:55
|
Алексей, возможно, мой вопрос покажется вам наивным... и все же. В каких условиях (или в каком сюжете, в каком окружении, при каких внешних факторах) 70-200 4L будет выполнять функции репортажного объектива на кропе?
|
|
Алексей Добротворский 26.11.2011 00:01
|
Ирина, для этого объектива главное условие - это наличие хорошего освещения.
|
|
|
Ваше имя:
Другие темы на форуме теории фотографии
Какой купить светофильтр для фотоаппарата? >> Съёмка птиц и животных >>
Ультрафиолетовые фильтры >>
Ссылка для блога:
Ссылка для форума:
|